Тексты

Краткое описание выставки

Проект выставки «Звезда МГ» имеет целью показ панорамы нового поколения современного русского искусства, его лидеров, основные художественные идеи, которые составляют специфику последнего десятилетия, отличают его от других, и формальные признаки, которые объединяют часто внешне очень далеких по творчеству художников.

Основная задача выставки заключается в том, чтобы создать структуру показа всего многообразия и разноголосицы, отличающих российскую художественную ситуацию 1990-х годов, найти ее смысловую и формотворческую сердцевину, выявить то ядро, которое явилось негласным центром притяжения различных творческих поисков и тем самым «задало тон» всему прошедшему десятилетию.

Уже установившиеся реестры персоналий, так или иначе распределяющие основные роли в сегодняшнем отечественном искусстве, сходятся в одном: одним из важнейших художественных событий конца 1980-х годов стало рождение группы «Инспекция Медицинская Герменевтика» в составе С. Ануфриева, Ю. Лейдермана и П. Пепперштейна. Их появление было сразу замечено художниками и критиками, вызвало широкий резонанс. а выдающийся русский поэт-концептуалист Д.А. Пригов назвал их «кронпринцами» московской художественной сцены.

Однако, творчество «Медгерменевтов» обычно трактуют в пассеистском ключе - как финальную часть движения московского концептуализма, его заключительный аккорд, Действительно, поначалу заявленный членами группы радикальный отказ от пластической и живописной работы в пользу «инспекций» как самого искусства, так и контекста его существования, а также практика порождения коллективных текстов из записи совместных бесед, теоретически-исследовательская стратегия - все это сближало «медгерменевтов» с традициями московского авангардного искусства 1970-х годов.

Между тем, 1990-е года начались как раз декларацей решительного разрыва с концептуализмом и с практиками аналитического искусства в пользу «новой искренности», искусства чувственного, инстинктивного и ориентированного на прямое действие. Но в конце десятилетия, когда эффект шока, произведенный антиинтеллектуальным искусством акционистов, экзибиционистов, бунтарей и новых революционеров, прошел, оказалась, что именно творчество группы «Инспекция Медицинская Герменевтика» - их теоретические идеи, их анализ дискурсов «массовой культуры», их пластические образы и метафоры, даже изобретенный слова оказали огромное влияние и на приватные практики, и даже на самих акционистов.

Устроители выставки ставят задачи очертить на выставке феномен «Инспекция Медицинская Герменевтика» - пластическое творчество членов группы и их тексты, посвященные актуальному искусству (для этого специально издан сборник текстов «Девяностые годы»). Кроме того, будет представлен круг их прямых последователей и адептов, которые образуют уже самостоятельные объединения, как, например, группа «Облачная комиссия» во главе с А. Насоновым или группа «Фенсо». В задачу устроителей выставки входило также намерение очертить круг непрямых последователей, художников, неосознанно испытавших влияние слов и вещей «Медгерменевтов».

Основными рубриками, с помощью которых просматриваются эти лучи влияний, испускаемые «Инспекцией Медицинская Герменевтика», и которые, одновременно, являются основными дискурсивными исследованиями членов группы, являются следующие темы:

 

Детское

Это детская поэтика и стилистика детского сознания, детские желания и страхи, впервые появившиеся в русском современном искусстве в конце 1980-х гг. Здесь возникают герои сказок из всем известных детских книжке: Мурзилка, Айболит, Мишка, Зайка-зазнайка), в инсталляциях используются игрушки, предметы детской спальни.

Аптека и боль

Здесь предметом анализа художника становится ситуация вынужденного отдыха, не включенности в социальную жизнь, пассивной созерцательности. Это эстетика неземной чистоты, в работах используются своеобразные медицинские объекты: стетоскопы, градусники, глазные стаканчики и грелки. Основные мифологемы здесь: врач-садист, лекарства-наркотики, болезнь-отдохновение.

Икона (образы потустороннего)

Впервые в русском искусстве православный фольклор и кич занимает место подопытного явления. Основной драматизм проистекает из инициируемого столкновения ортодоксии и нетрадиционных, индивидуальных верований - того явления, которое широко наблюдается ныне в сфере обывательских представлений о «потустороннем». Здесь наглядно открывается конфликтность, драматизм и жестокость в войне «общего» с «частным».

Норка (приватно-интимные зоны)

Жизнь частного человека, манифестируемая здесь, находит свое эстетическое решение в создании специальных «зон» в выставочном пространстве. Это ширмы, перегородки, инсталляции в виде «комнаты», закрытые и защищенные от внешнего воздействия. И потому само понятие зоны, особого пространства становится важнее, нежели предметов, находящихся внутри нее. Структура инсталляции, как жанра, переворачивается, становится негативом по отношению к традиционному типу: пространство - первостепенное, предметы - вторичные, первостепенны и темнота, нерасчлененность композиции, область стыков и склеек.

Звериное альтер эго

Болезненный персонализм осмысляется художниками в духе самопародии. «Отличность» себя от окружающего мира формулируется названием одной из работ «Медгерменевтики»: «Мы не люди». Пришедший из «детского» дискурса пантеон героев-зверушек меняет свои черты, становится устрашающим, в духе абсурдизма, герои детских книг приобретают черты взрослых, становятся соразмерными им, трактуясь как анималистическое «альтер эго» художника.

Тайный заговор (преступление и расследование)

Еще один, пришедший из мира детства, признак - детективность, секретность, заговор - используется художниками 1990-х годов как одна из смысловых категорий, определяющей место и характер любой эстетической практики сегодня в нашей стране. Современное искусство не противопоставляется обществу, его болезням и инфантильности, а, напротив, становится зеркалом этих болезней, в котором они становятся все более и более очевидными. Детективность, утверждаемая авангардным искусством, является своеобразным противовесом телевизионным «боевикам», не вуалирует, не смягчает, а продолжает и развивает эту страсть к заговору и насилию до критической точки, в которой не замечать ее и не реагировать становится невозможно.

Эти шесть основных тем или шесть лучей устремлены от некоего смыслового центра, называемого «Полюс Холода». Он раскрывает еще одну важную, едва ли не глобальную, тему выставки: «зимнего» характера российской цивилизации, , холода, заморозки, белизны и отчужденности. Этим проблемам группа «Инспекция Медицинская Герменевтика» посвятила множество текстов, объединив их в общее понятие «Пустотного канона». Соответственно, тема Зимы нашла свое выражение и тематике многих произведений, персонажами которых стали Снеговики, Снежное личико, Снежная королева.

 

Стратегия группы «Инспекция Медицинская Герменевтика», которую выражают основные темы выставки, направлена на психоанализ человеческих страстей и фобий и попытки лечения деструктивных тенденций в нашей культуре. При этом авторы не противопоставляют себя «обывателям», как это делали концептуалисты 1970-х, которые воспринимали себя научной экспедицией в стране туземцев. «Медгерменевты» объявляют себя и больными, и врачами одновременно.

Сознательный отказ от разоблачительного пафоса и снятие противопоставления художник - общество привели к тому, что темы и методы работы, впервые сформулированные «Инспекцией Медицинская Герменевтика», широко распространились и в молодежной субкультуре, найдя свое отражение в творчестве и названиях рок-групп: «Маша и медведи», «Мумий тролль», «психоделической» эстетике журналов «Птюч» и «29», а затем, уже в угоду вновь сформированному молодежному вкусу - в «сумасшедшем» и «кислотном» стиле рекламных постеров и клипов.

You have no rights to post comments