Певцы обывательской легкомысленности

Группа «Синие носы» состоит из двух художников, выходцев из российской глубинки - Вячеслава Мизина, перформансиста и архитектора из Новосибирска, и Александра Шабурова, художника и писателя из под Свердловска (ныне г.Екатеринбург). Они объединились для совместного творчества в самом конце ельцинской эры – в 1999 году.

Группа «Синие носы» состоит из двух художников, выходцев из российской глубинки - Вячеслава Мизина, перформансиста и архитектора из Новосибирска, и Александра Шабурова, художника и писателя из под Свердловска (ныне г.Екатеринбург). Они объединились для совместного творчества в самом конце ельцинской эры – в 1999 году.

В это время российская культура переживала необычное для себя состояние добровольного конформизма. Она перестала ощущать себя оппозиционной власти и обществу. Политически заостренное   пересмешничество потеряло свою актуальность.  С его помощью стиль «Соц-арт», главный стиль советского арт-андерграунда 1970-80- х годов, обращал в пародию и высмеивал коммунистическую визуальную пропаганду. «Хватит ерничать и издеваться. Да здравствует новая искренность!» - таков был художественный лозунг момента. Из солидарности со вкусами «новых русских» многие художники повернули к академизму, к нео-ардеко и прочим стилизациям. В русское искусство вновь, как и в конце Х1Х столетия, пришел гламурный и фривольный буржуазный эклектизм с его страстью к роскошной декорации и игрой со всем арсеналом достижений мирового искусства.

«Синие носы» тоже кричали про искренность, тоже мечтали слиться в экстазе с нарождающимся российским обществом. Но не с теми, однако, кто наскоро сколачивал непрочные капиталы и жадно скупал недвижимость. Не с теми тоже, кто, растеряв интеллектуальный багаж, в тряске политических пертурбаций сорвался в пропасть, стал лузером и скрылся за церковной оградой. «Синие носы» стали рупором самой обширной части русского общества, его обывательского ядра. Русская и советская культура этому массовому слою никогда не симпатизировала. Про обывателя с одинаковой дистанцией отвращения говорили и самые официозные, и самые диссидентские художники. В перестроечные времена этот слой общества получил презрительное наименование «агрессивно молчаливое большинство». С ним-то «Синие носы» и решили себя ассоциировать. Они стали голосом этого класса и выразили его угол зрения на реальность. Собственно, под реальностью обыватель подразумевает, прежде всего, телевизор, сообщения которого он некритично принимает на веру. В то же время из-за присущей обывателю «политической незрелости», отсутствию строгих и ясных убеждений, он желает не столько оценить, сколько пересказать языком бытовой клоунады, примерить на себя посредством домашней шутки-прибаутки информацию, полученную с экрана. В работах «Синих носов» демонстрируется этот принцип обывательского юмористического комментирования телепродукции. Это лицедейство ради развлечения и баловства, это передразниванию во имя чистой игры. Все, что в текущий момент активно показывается по телевизору, идет в ход – персонажи исторических мифов, звезды эстрады и кино, действующие и ушедшие политические лидеры, духовные и моральные авторитеты нации. Ничего святого! В полном соответствии с поведением обывателей «Синие носы» весело и цинично смеются над человечеством, сводя все многообразие его форм деятельности к голым функциям потребления, совокупления и испражнения.

Успех «Синих носов» на Западе во многом связан с тем, что их творчество европейцы восприняли демонстрацией жизни «чужих» дикарей, какими иногда представляются русские в западноевропейской политической мифологии. Работы «Синих носов» кажутся проявлением типично российского мировосприятия и исповедью характерных русских героев. В них явлена узнаваемая национальная «фактура» - пьяный политический кураж, хохот над атрибутами высокой этики и эстетики,  дурацкий флирт с чудовищными бабами.

Между прочим, аналогичное заблуждение  относительно «Синих носов» присуще и части российских зрителей, в особенности тем, кто заразился новым идеологическим доктринерством. Так, два года назад российский министр культуры Александр Соколов, человек образованный, в прошлом руководивший московской консерваторией,  заявил прессе, что творчество «Синих носов» - это «позор России». С тех пор многие работы «Синих носов» не экспонируются, а некоторые из них стали даже объектом уголовного преследования как «орудия преступления, разжигающие межнациональную вражду». Из экспозиции крупнейшего московского музея «Третьяковская галерея» недавно по жалобе верующих была изъята инсталляция «Синих носов» под названием «кухонный супрематизм». Это была реплика на знаменитые картины Малевича, но православные увидели в супрематических крестах пасквиль на распятие. Вообще любые верующие, не только православные, но и левые радикалы, национал-большевики, евразийцы, ультра-правые националисты и так далее дружно оскорблены творчеством «Синие носов» и полагают, что художники издеваются над своей страной и ее народом.

Между тем, послание этих художников, как мне представляется, состоит в другом. Они уверены, что в момент всемирного обострения доктринерских разногласий и конфронтационных эмоций различных политических лагерей самое время воспеть иной тип отношения к действительности, который определим словом «легкомысленность». Такой позитивный и веселый взгляд вполне интернационален и встречается, к счастью, на всех континентах. «Синие носы» работают с русским контекстом, но вполне возможно представить себе аналогичную творческую группу, которая использовала бы французский, американский или иранский материал. Не все, однако, рискуют играть в подобную игру.

    Серия объектов «Синих носов», изготовленная фирмой Сваровски, является своеобразным тестом для публики. Сохраняете ли Вы разумный релятивизм, можете ли посмеяться над своими реликвиями, не боитесь ли похихикать над алтарями других народов?

Ибо в этих объектах предъявлены не туристические сувениры, а алтари различных культов, пусть и в миниатюрной форме. В каждом из этих драгоценных реликвариев находится отвечающий данному культу герой – Ленин, Сталин, мумия фараона, души праведных исламистов и так далее.

Заглядывая внутрь алтаря, Вы вместо благочестивой картинки видите идиотскую сценку с этим почитаемым персонажем, напоминающую неприличный анекдот. Вам не нравится, Вы возмущены: « Это бестактность, неполиткоректность, это оскорбляет поклонников…» Стоп, с Вами уже всё ясно. Хозяин дома вежливо протягивает Вам на прощание руку но, будьте уверены, больше не позовет Вас в гости. Ибо тест обнаружил в Вас синдром дефицита смеха и Вы – потенциальная жертва и носитель идеологической инфекции. А вот если Вы начинаете заразительно хохотать, хлопать в ладоши и с неподдельным азартом много раз просматриваете видеоролик, значит, еще Вы человек нормальный, сохранивший здравый взгляд на мир. Именно ему, этому обыденному мироощущению и посвящены, прежде всего, неканонические алтари «Синих носов».

Ноябрь 2010 г.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить