Статьи

Судебная дилемма Алексея Беляева-Гинтовта

Фото Марата Гельмана, размещенное на сайте ЕСМ

С кем судиться - с друзьями-евразийцами или с коллегами из арт-сообщества?

На сайте "Артхроники" появилось сообщение о том, что художник Алексей Беляев-Гинтовт подал в ГУВД г. Москвы заявление о возбуждении уголовного дела против лиц, которые опорочили его честь и достоинство.  В этом заявлении никакие фамилии не названы, но, вполне может быть, что имеются в виду искусствоведы, критики и художники, разместившие на своих сайтах сведения о готовящемся в День примирения и согласия митинге Евразийского союза Молодежи (ЕСМ). Этот митинг должен был стать частью "Русского марша" ультра-радикальных националистов. Он был заранее объявлен на официальных сайтах "Евразийского движения" -  портале "Евразия" и "Портал сетевой войны" ЕСМ. Необычной и заставившей сразу всколыхнуться коллег из арт-сообществ, была тема митинга. А именно - современное российское искусство как фальсификация национальной истории.

Вот как выглядел пресс-релиз митинга, опубликованный 2-го ноября на портале "Евразия", подхваченный в блоге художника Дмитрия Врубеля и мгновенно разлетевшийся по различным сайтам и блогам :

"Решением Оргкомитета Народный Марш ЕСМ в защиту русской истории, который пройдет 4 ноября на площади у памятника Грибоедову станет также Маршем против т.н. "современного искусства".

На протяжении как минимум двух десятилетий деятели дегенеративного искусства оскорбляют чувства простых россиян. Уничтожение икон, кощунственные антиправославные акты т.н. "художников", разврат, оскорбление ветеранов стали уже нормой в современном искусстве. Необходимо положить конец этому беспределу!

ЕСМ возмущен тем фактом, что в Общественную Палату РФ была назначен Марат Гельман, в галерее которого творились вышеозначенные мерзости. Человек, нарядивший обезьяну в военный мундир с медалями, оскорбил всех воинов, проливавших кровь за Россию, всех ветеранов, оскорбил тех, кто и сейчас продолжает охранять мирный труд российских граждан. Гельман должен быть не просто лишен статуса члена Общественной палаты, но и привлечен к уголовной ответственности за оскорбление ветеранов.

Необходимо судить деятелей т.н. современного искусства, постоянно своими выходками оскорбляющих консервативное большинство населения России.

ЕСМ требуют ввести уголовную ответственность за оскорбление русского народа и государства.

Духовный наставник евразийцев, художник Алексей Беляев-Гинтовт назвал главных врагов русского народа в области культуры: "Ерофеев, Осмоловский, Деготь и иже с ними". Этим выродкам, а также покровителю выродков Гельману, место там же, где и Подрабинеку - на нарах.

В области литературы и искусства необходимо восстановление цензуры!

ЕСМ призывает всех противников вырожденческого "современного искусства" присоединиться к Маршу Народного Единства" .

Предстоящий митинг-марш евразийцев активно обсуждался вечером 2-го ноября на вернисаже выставки Премии Кандинского в ЦДХ. Десятки наших коллег были уже в курсе готовящегося события. У меня же из-за монтажа выставки не хватило времени заглянуть в Интернет. Но 3-го ноября вечером в тот момент, когда у меня дома гостил куратор 3-ей Биеннале Жан-Юбер Мартен, телефон буквально разрывался от звонков, оповещавших, что на митинге "евразийцы" собираются бороться также и со мною. Вместе с Мартеном мы открыли пресловутый сайт "Портал сетевой войны" ЕСМ. На главной странице черным по кроваво-красному прочли вышепреведенный текст. В центре новостной странички размещалась фотография Марата Гельмана рядом  с обезьяной. "Явная аллюзия на известную афишу нацистской выставки "Дегенеративное искусство", Там была обезьяна с саксофоном", - сказал Мартен. 

Прошу заметить - сейчас этот текст с сайта ЕСМ тщательно вычищен и заменен на информационное плацебо. Составлял-ли пресс-релиз сам Беляев-Гинтовт или кто-то из адептов - неизвестно, но факт остается фактом - молодежная организация, которую художник активно поддерживает, являясь ее  "стилистом", и которая его почитает своим "духовным наставником", решилась затеять войну с современным искусством. Кому-то это представляется, может быть, весёлой игрой, повтором ленинградской "дури" несчастного Тимура Новикова, вдруг в один прекрасный день воспылавшего ненавистью к "нью-вейверскому" бесшабашному рисованию "новых художников", которых сам же Тимур в свое время и породил.  Но мне - со скамьи подсудимого - ситуация с игрой в фашистскую риторику видится в ином свете. Я каждую неделю слышу подобные вопли и угрозы из уст активистов и сторонников "Народного собора" и всё отчетливее понимаю, что эти люди не просто упражняются в красноречии и не бросают слов на ветер. Они взялись исполнить программу "консервативного поворота", имеющего целью, в частности,  загнать современное искусство в его критическом, аналитическом, саркастическом вариантах в подполье, а его кураторов подвергнуть люстрации. В этой программе участвуют десятки микроскопических ультра-правых, православных и ура-патриотических партий, которые апробированным в истории методом "артофобии" пытаются расширить круг своих сторонников и завоевать симпатии власти.

Теперь на эту дорожку встал и Евразийский союз Молодежи.

Знающий историю, помнит, что поход исторических нацистов во власть начался именно с погромов культуры. Если говорить конкретно, то еще за 7 лет до выставки "Дегенеративное искусство" и за 3 года до избрания Гитлера канцлером, нацисты осуществляли террористические налеты на кинотеатры, где шел показ "дегенеративного" фильма по мотивам  знаменитого романа "На западном фронте без перемен". И фильм, и роман, кстати сказать, они объявили фальсификацией немецкой истории.    

Художнику сейчас очень многое разрешено и прежние границы дозволенного не перестают раздвигаться в пользу его свободы.  Табу физической неприкосновенности зрителя  было, например, взломано Олегом Куликом. Неприкосновенность частной собственности - группой "Война". Но в данном случае речь не шла о художественном спектакле и Беляев со товарищами не выступал в роли художников. Планировалось общественное собрание по случаю праздника единения нации, на котором в досудебном порядке предполагалось огласить имена и деяния общих для этой нации врагов и потребовать расправы над ними. Сюжет митинга, таким образом, непосредственным образом подпадал под 282 статью УК РФ, определяющее уголовное наказание за "действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также унижения достоинства… группы лиц по признакам принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично".

Прочитав пресс-релиз на сайте ЕМС, Жан-Юбер Мартен решил отложить дела в "Гараже" и поехать на митинг. "В Европе такое невозможно даже помыслить, - говорил он, - ни один нормальный художник не поддерживает ультра-правых". Сопровождающий Мартена фоторепортер переслал мне всю фотосессию их экскурсии. На фотографиях видна трибуна - кузов "Газели", украшенный огромным беляевским баннером с надписью "Одна душа - один народ". Выступают "опричники" в черных одеждах, вскидывают руки в римском приветствии. Но Беляева на митинге нет. Как, кстати, и вождя "евразийцев" Александра Дугина. Отсутствует и большая часть их сторонников. Мартен позже рассказывал, что устроители метались у выходов метро и за 300-500 рублей вербовали всех без разбору прохожих  "побыть 45 минут "евразийцами".

Словом, затея с митингом против современного искусства не получилась. Из причин этого срыва мне известны две. Возможно, между ними есть связь.  Во-первых, ночью с 3-го на 4-ое ноября все четверо обозначенных в тексте "врагов" (Марат Гельман, Екатерина Деготь, Анатолий Осмоловский и я сам) поместили свои комментарии на сайте OPEN SPACE. Главный обвиняемый Марат Гельман имеет огромный опыт борьбы с мракобесами. Его кремлевские связи и влияния возможно  и сорвали митинг. Во-вторых, именно в тот день появилось фантастическое сообщение о самороспуске ЕСМ. "Только на внеочередном съезде  Павел Зарифуллин  - один из лидеров "евразийцев" - объявил о конце ЕСМ".  К утру эта горячая новость была опровергнута самим Дугиным.  Но, очевидно, они там здорово перессорились. Внутренние пертурбации и подковерные баталии в стане ЕСМ приняли такой размах, что поход на современную культуру пришлось отложить. Беляев оказался в дурацком положении. Должно быть, хорохорился, грозные слова выкрикивал (готовясь к митингу перед зеркалом), показывал кулачищи. А ударить не дали.  Не солидно вышло перед соратниками. Ему бы посмеяться, мол, всё это очередной прикол, типа "перформанс" для  Интернета. Но он, наверное, не умеет смеяться. Поэтому и бросился, не остыв, в новое сражение.

Итак, сегодня Алексей Беляев-Гинтовт утверждает что ничего, опубликованного в пресс-релизе митинга, он не говорил. И требует привлечь к суду оклеветавших его людей.

"Во-первых, я ни устно, ни письменно никого не призывал на какие-либо марши 4 ноября 2009 года. Во-вторых, я никогда не называл Андрея Ерофеева, Анатолия Осмоловского, Марата Гельмана и Екатерину Деготь "врагами народа" или "врагами современного искусства".

Художник утверждает, что эта информация "умело сконструирована" из фрагментов его высказываний, является "заведомо ложной" и "используется заинтересованными лицами для издевательских и оскорбительных публикаций…" "Художник также отрицает свою причастность к опубликованному в том же тексте призыву: "ЕСМ призывает всех противников вырожденческого "современного искусства" присоединиться к Маршу Народного Единства". (Цитаты с сайта "Артхроники").

А вот, что художник заявил корреспонденту OPEN SPACE:  "Я чту Уголовный кодекс. Я никогда не произносил ничего такого, что могло бы послужить поводом для судебного разбирательства".

С кем-же хочет судиться Беляев? Допустим на минуту, что он, действительно, не писал пресс-релиза и не придумывал сюжета для митинга. С ним не посоветовались. Текст на сайте сочинил  и разместил кто-то из его ретивых сторонников за его спиной.  Допустим также, что Беляев не читал обоих сайтов своих организаций ни 2-го, ни 3-го ноября. Все читали, а он - не прочитал. Все "евразийцы" готовились разоблачать "дегенеративное искусство", а он - их лидер -  ни о чем таком даже не слышал. Это очень маловероятно, но если так сложилось,  значит, Беляева подставили свои. Тогда художнику нужно судиться с теми, кто использовал его имя для разжигания вражды, кто приписал ему непотребные слова и призывы. То есть - с "Евразией" и "Порталом сетевой войны" ЕСМ.

Но если Алексей Беляев-Гинтовт станет, не дай бог, судиться с Дмитрием Врубелем, OPEN SPACE  и прочими коллегами по цеху, которые лишь перепечатывали информацию, пришедшую от "евразийцев", это будет прямым и неоспоримым доказательством его лукавства.

 

Фотографии с Марша Народного Единства 4 ноября 2009

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить