Пресса

Искусство требует защиты

Общественность выступила против уголовного преследования куратора выставки "Соц-арт"

Скандал современное искусство

Как стало известно вчера, в защиту Андрея Ерофеева, завотделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, куратора скандальных выставок "Соц-арт" и "Запретное искусство", подписано сразу несколько открытых писем. Таковым можно считать и письмо директора Третьяковки Валентина Родионова, фактически вставшего на сторону своего подчиненного. С подробностями - ИРИНА Ъ-КУЛИК.

Поводом для кампании, напоминающей классические акции советских диссидентов, стало возбуждение против Андрея Ерофеева уголовного дела по ст. 282-1 УК РФ (возбуждение религиозной или национальной ненависти) за организацию выставки "Запретное искусство-2006" в Музее и общественном центре имени Сахарова, состоявшейся в марте 2007 года. В экспозиции (о которой Ъ писал подробно в номере от 17 марта), напомним, были представлены произведения, ставшие жертвами самоцензуры музеев и галерей и на протяжении 2006 года не допущенные к участию в выставках. Чтобы обезопасить выставку от упреков в оскорбительности, была создана концептуальная экспозиция, на которой запретные произведения можно было увидеть только через дырочки в отгораживающей их от публики стене по собственному желанию. Тем не менее ряд общественных организаций, в том числе Союз православных граждан и "Народный собор", все же подали на организаторов выставки в суд.

Первое обращение в защиту господина Ерофеева появилось по инициативе арт-группы ПГ на сайтах GIF.RU и STENGASETA.NET. Его подписали уже несколько сотен человек - художники, кураторы, искусствоведы, журналисты, литераторы, галеристы и преподаватели, в частности художник Андрей Монастырский, поэт и публицист Лев Рубинштейн, автор знаменитой книги про сталинское искусство "Культура-2" Владимир Паперный, руководитель Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов, писательница и общественный деятель Мария Арбатова. "Сам факт возбуждения уголовного дела против организаторов антицензурной выставки означает, что пространство цензуры становится тотальным. Мы против уголовного преследования кураторов и участников художественных выставок",- говорится в обращении. Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели так прокомментировал Ъ свою подпись: "Я подписал это обращение, потому что я не хочу, чтобы уважаемого мною Андрея Ерофеева не дай бог посадили. Лично мне выставка 'Запретное искусство' не очень понравилась, но я считаю, что Ерофеев имел полное право сделать такого рода концептуальный проект. Точно так же мне не нравится акция Авдея Тер-Оганьяна 'Юный безбожник', во время которой он рубил иконы, но это не значит, что мне не нравятся все его работы. В нашем музее ситуаций, подобных скандалам вокруг 'Запретного искусства' или 'Осторожно, религия', пока не было, так что лично нас этот процесс никак не затрагивает. Но я считаю, что общественные организации не имеют права решать, что должно быть разрешено, а что запрещено. Нужно предоставить людям искусства право выставлять то, что они считают нужным. А публика должна решать, хочет или не хочет она это смотреть".

Еще одно обращение, озаглавленное "В защиту свободы творчества", опубликовано на сайте "Грани.ру". Под ним, в частности, стоят подписи скульптора Эрнста Неизвестного, одного из основателей движения соц-арт Виталия Комара, инициатора и участника "бульдозерной выставки" Оскара Рабина, издателя легендарного "тамиздатовского" журнала "А-Я" Игоря Шелковского, писателей Александра Гениса и Соломона Волкова и других классиков современной культуры и ветеранов нонконформизма. "Когда художника третируют хоть по эстетическим, хоть по этическим мотивам, это очень неприятно для художника-человека, но очень лестно для художника-художника. Это как раз и есть признание. Художник выигрывает всегда, это лишь дело времени. Но здесь речь о другом. Такие люди, как Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров (директор Сахаровского центра.- Ъ), не художники, хотя их роль в современном искусстве ничуть не меньшая... Мы решительно выступаем в защиту наших товарищей и коллег и требуем прекратить нелепую и незаконную травлю по отношению к ним",- говорят авторы письма.

Дело о "Запретном искусстве", принятое к рассмотрению сразу после событий, вроде бы зависло. Однако не так давно сотрудники Таганской прокуратуры возобновили активность по данному процессу. Их интерес к Андрею Ерофееву, судя по всему, был подогрет скандалом вокруг прошедшей в Париже в октябре выставки "Соц-арт. Политическое искусство из России", куратором которой также был господин Ерофеев. В Третьяковскую галерею, как рассказывают сотрудники, приходил следователь, пытавшийся конфисковать в качестве вещественных доказательств произведения с выставки "Запретное искусство", которая не имела никакого отношения к Третьяковке.

Некоторые из тех же организаций, что подавали в суд на "Запретное искусство", теперь подают в суд на "Соц-арт". Генеральная прокуратура России направила запрос "Народного собора" о выставке "Соц-арт" в прокуратуру Москвы для проверки изложенных в нем фактов. Запрос призывает к проведению прокурорской проверки на предмет нецелевого расходования бюджетных средств и оскорбления общественной морали и нравственности. Те же самые организации выступили и с обращением к премьер-министру Виктору Зубкову с требованием снять с должности уже начальника господина Ерофеева - директора Третьяковской галереи Валентина Родионова (подробнее см. Ъ от 28 ноября).

Ранее в связи с выставкой "Соц-арт" в Париже Валентин Родионов получил нагоняй от министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова, обвинившего галерею в коррупции. На что директор Третьяковки подал иск о защите чести и достоинства в суд к министру, требуя извинений. Министр извиняться отказался.

Господин Родионов, в свою очередь, выступил с ответным заявлением (на сайте Третьяковки), где напомнил о цензурных скандалах из истории русского искусства: "Можно вспомнить, как в свое время был запрещен 'Крестный ход на Пасху' В. Перова, как о 'Девушке, освещенной солнцем' В. Серова Маковский писал Третьякову: 'Зачем вы купили эту картину? Она прививает сифилис русскому искусству'". Директор Третьяковки считает, что "по отношению к современному искусству только время расставит все по своим местам", и твердо заявил: "Соц-арт - это одно из направлений в советском изобразительном искусстве, эта линия существует и в современной практике художников. Игнорировать это направление нельзя, я убежден, мы должны его показывать и российскому зрителю, и зарубежному". Валентин Родионов надеется, что общественная дискуссия вокруг выставки "Соц-арт" "нашей стране, народу, всей российской культуре пойдет только на пользу".

Ирина Кулик (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=831348)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить