Статьи

Третьяковка в подарок

Вы, наверное, подумали, что речь пойдет о презенте, который мэр Лужков приготовил своей супруге г-же Батуриной. О замысле взорвать здание ЦДХ на Крымском Валу, а на его месте силами батуринской фирмы «Интеко» возвести жилой, гостиничный, коммерческий комплекс с выставочными комнатами. Не знаю, подойдут ли эти залы для традиционных клиентов ЦДХ, но Третьяковскую галерею эта ситуация точно не может устроить.

Простая арифметика. Сейчас Третьяковка имеет 40 тысяч м2 в здании, которое москвичи называют «ЦДХ». Батуринский комплекс под названием «Апельсин» запроектирован на 80 тысяч м2.  Поэтому в лучшем случае Третьяковка вместе с ЦДХ получат 30 процентов от площадей  нового комплекса, то есть 25 тысяч на двоих. Проект-подарок мэра выглядит так – снести огромный музей русского искусства ХХ века, каким является Третьяковка на Крымском Валу, закрыть  доступ к коллекциям на несколько лет (пока идет строительство) а затем открыть филиальчик под названием «шедевры русского авангарда» для VIP-обитателей батуринского дома. В историю русской культуры «Апельсин» вряд ли войдет, а вот скандальный факт уничтожения Третьяковки наверняка будет закреплен за именами людей, допустивших этот грандиозный вандализм – мэром Лужковым и министром культуры Соколовым.

Но вернемся к теме подарков. Пока еще Третьяковка существует. Её залы раздаются достойнейшим под выставки. Это понятно. В прошлые годы показывали Булатова, Васильева, Пивоварова, Захарова, Целкова, художников, чье место в истории прописано и чью значимость оценили не только местные художественные круги  - мировое сообщество. Одновременно происходили выставки «эпохальных» стилей искусства – абстракция, поп-арт, соц-арт. Из сервильного музея, обслуживающего вкусы московского и кремлевского начальства «государственная» Третьяковка мало-помалу превратилась в национальный музей современного искусства. Казалось бы, точка невозврата пройдена, путь назад в проклятое прошлое  музея советского официоза закрыт. Ан нет, не тут –то было. Такой же обвал, как со многим в нашей стране.

В конце 2007 года в Третьяковке создали «выставочную комиссию». Отныне два замдиректора без оглядки на научный коллектив келейно решают что и кого выставлять.  Не аппаратчики и функционеры, а  два старых третьяковских кадра, музейная, можно сказать, интеллигенция. «Выставком» сделал свой выбор достойнейших на 2008 год: Фархад Халилов, Аарон Април…

Вы когда-нибудь слышали эти имена? Может, это приятные люди, но к большому искусству они отношения точно не имеют.

Между тем, 2008 год – это год 75-летия Ильи Кабакова.  Московские музеи, в том числе Пушкинский, будут отмечать юбилей. А Третьяковка по решению «выставкома» - не будет. Московское музейное сообщество чествует Бориса Орлова, трио художников группы «Гнездо», вспоминает поэта и художника Дмитрия Пригова. А Третьяковка все это игнорирует, хотя у нее работ этих художников больше, чем в любом другом российском музее. Интеллигенция предаёт свою культуру. Мы это видели в конце хрущевской «оттепели». Тоже наблюдаем и сейчас. Не за коврижки, а из малодушия, из отсутствия  ясных профессиональных убеждений и гражданской позиции.

«Выставком» вернул практику выставок по звонку. Позвонили из Баку - нужно, понимаете, сам Алиев просит. И вот московской публике выкатывают Халилова. Потому, что плюют на интересы московской публики. Но самый неожиданный и, я бы сказал, отравленный подарок получил на днях другой протеже высокого начальства –Андрей Макаревич. За примерное поведение, за концерт в день выборов на Васильевском спуске «выставком» одарил певца персональной выставкой в Третьяковке.

Андрей Ерофеев для журнала "Арт-Хроника"

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить