Статьи

ЦДХ должен быть разрушен!

ImageImage

Так на днях Елена Батурина, супруга московского мэра, повергла в шок художественное сообщество. На полном серьезе предложила снести здание Центрального Дома художника и Третьяковской галереи на Крымском Валу. Правда, в ее заявлении вместо слова «снос» прозвучал стыдливый эвфемизм «реконструкция». Но на самом деле речь определенно идет о замене дворца-ангара, построенного Н.Сукаяном в 1970-е годы на шарообразный дом под названием «апельсин», спроектированный Н.Фостером, причудливо и в нарушение всех правил сочетающий «в одном флаконе» частное жилье, гостиницу, торговые точки и национальный музей.

Хоть Сукаян, по его собственному признанию, вдохновлялся венецианским палаццо Дожей , но, увы, дворец искусств на Москва-реке ему не удался. К тому же этот дом скверно построен и к сегодняшнему дню, после 29 лет безостановочной эксплуатации, изрядно износился. Кровли текут, фундамент проседает, окна не закрываются, климата нет. Наконец, на всех потолках – запрещенный нынче асбест. С точки зрения профессиональных строителей, которые и консультируют г-жу Батурину, ничего в этом доме заслуживающего сохранения нет – обычная некачественная архитектура брежневского «застоя», жалкое наследие бесславного момента нашей истории.

Но какими бы ни были его архитектура и состояние крыши, ЦДХ на сегодняшний день является главной площадкой современного и актуального художественного творчества России, не только изобразительного, но и архитектурного, дизайнерского, даже кинематографического и авангардно-музыкального. Здесь центр, ядро, если угодно «сердце» публичной жизни новейшего искусства, которое бьется с бешенной, несвойственной общему ритму российского бдения, скоростью. Выставки каскадами сменяют друг друга, притягивая к себе не единичных зевак (как в иных выставочных площадках города), а тысячи и тысячи любителей искусства. Организаторами выставок и шоу выступают люди противоположных взглядов, потому завсегдатаи ЦДХ имеют широкую и объективную картину нашего искусства. Что же касается Третьяковки то она – первая и единственная из российских музеев – демонстрирует в этом доме постоянную экспозицию искусства ХХ-ХХ1 вв.

Одна беда – нашим начальникам от культуры ужасно не нравится отечественное актуальное искусство. Всем памятны слова министра Соколова о «позоре России», обращенные в адрес работ группы «Синие носы». А вот, извольте, высказывание либерального Михаила Швыдкого на пресс-конференции, последовавшей сразу после заявления Батуриной. Ни словом не обмолвившись о планах сноса ЦДХ, Швыдкой порассуждал о том, чем ЦДХ наполнен. «Качество искусства очень резко снизилось в стране - на круг, и мы к этому привыкаем». Почти в унисон и синхронно с ним выступил Вячеслав Глазычев, авторитетнейший архитектор и член Общественной палаты: «В культуре произошло очень мощное снижение вкуса». Интересно было бы узнать от какой-такой высоты качества и вкуса отсчитывают эти господа. От брежневского, а, может быть, от сталинского «соцреализма»? По своему общественному положению, должности и профессии они могли бы говорить конкретнее и точнее, называя имена, хотя бы тенденции, виды и типы творчества, Но они предпочитают старческое брюзжание пенсионеров, прогуливающихся по рынку и пробующих на вкус то ситец, то квашенную капусту.

«Да. батенька, одни нитраты, совсем не то, что в наше время!».

В отличие от сталинских времен, где основой цензурных запретов была концепция будущего «социалистического» искусства, сегодняшние начальники никакого эстетического идеала не выращивают. Они не знают сами, чего хотеть. Но современное творчество оскорбляет их расстроенные нервы. Поэтому, осознанно или не осознанно, они настроены на то, чтобы вообще это искусства было поменьше, чтобы ютилось оно где-нибудь на периферии, в углах общественной жизни.

Внимая этому раздраженному тону шефов, наши музеи, которые им прямо или косвенно подчинены, в том числе и Третьяковка притормозили показы и приобретения в дар «авангардистов». А ЦДХ - нет. Для ЦДХ министерские начальники не указ, тут правят иные порядки, частная собственность, свобода выбора, конкурентная борьба. Чего стоит одна персональная выставка Олега Кулика на всех этажах комплекса летом прошлого года. А значит –

«ЦДХ должен быть разрушен!»

Получается, что г-жа Батурина не так уже и ошиблась в конъюнктурных раскладах сегодняшней закулисной политики. В ее элитном «апельсине» с вип-апартаментами и гостиницей суперлюкс новый ЦДХ – если ему и надеется место - будет под полным контролем. Никакого тебе протестного рокота живого искусства. Одна «машина времени».

Андрей Ерофеев для журнала "Арт-Хроника"

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить