Материалы

«Московская школа» современного искусства в 1960-80-е гг.

(Вводная статья к каталогу выставки Breaking the ice: Moscow Art 1960-80 s – Saatchi Gallery, London)

В сегодняшнем общественном представлении название российской столицы – Москва – и  словосочетание «современное искусство» как-то не очень вяжутся друг с другом.  Москва - последний город европейской цивилизации, в котором до сих пор на улицах нет зримого присутствия живого искусства. Может даже сложиться впечатление, что в ней вовсе нет или очень мало художников. Однако, это далеко не так. По мере того как Москва в ХХ веке становилась крупнейшим городом на евразийском пространстве, она в ущерб другим центрам влекла к себе как магнит лучшие творческие силы не только из самой России, но и из 14 бывших ее республик, а ныне самостоятельных государств. Такова логика центростремительной культурной жизни любой империи. В итоге, когда заходит речь о современной культуре и новейшем искусстве, которые сложились во второй половине ХХ столетия на восточной границе Европы, в Советском Союзе, то по большей части имеются в виду произведения, события и люди, непосредственно связанные с Москвой. Только здесь возникли благоприятные условия для запуска мотора широкой культурной деятельности: концентрированный раствор творческих инициатив, достаточная информация о происходящем в мире, высокий уровень теоретического осмысления и критического анализа созданного и даже ограниченный рынок, покупателями на котором выступали иностранцы. В отличие от других городов страны, где искусство вспыхивало вокруг отдельных личностей, групп и угасало с их уходом, то есть существовало дискретно, в Москве вот уже седьмой десяток лет наблюдается последовательное, поддержанное несколькими поколениями художников, разворачивание и расширение самостоятельной «художественной школы».