Материалы

Искусство требует защиты

Общественность выступила против уголовного преследования куратора выставки "Соц-арт"

Скандал современное искусство

Как стало известно вчера, в защиту Андрея Ерофеева, завотделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, куратора скандальных выставок "Соц-арт" и "Запретное искусство", подписано сразу несколько открытых писем. Таковым можно считать и письмо директора Третьяковки Валентина Родионова, фактически вставшего на сторону своего подчиненного. С подробностями - ИРИНА Ъ-КУЛИК.

Поводом для кампании, напоминающей классические акции советских диссидентов, стало возбуждение против Андрея Ерофеева уголовного дела по ст. 282-1 УК РФ (возбуждение религиозной или национальной ненависти) за организацию выставки "Запретное искусство-2006" в Музее и общественном центре имени Сахарова, состоявшейся в марте 2007 года. В экспозиции (о которой Ъ писал подробно в номере от 17 марта), напомним, были представлены произведения, ставшие жертвами самоцензуры музеев и галерей и на протяжении 2006 года не допущенные к участию в выставках. Чтобы обезопасить выставку от упреков в оскорбительности, была создана концептуальная экспозиция, на которой запретные произведения можно было увидеть только через дырочки в отгораживающей их от публики стене по собственному желанию. Тем не менее ряд общественных организаций, в том числе Союз православных граждан и "Народный собор", все же подали на организаторов выставки в суд.

Первое обращение в защиту господина Ерофеева появилось по инициативе арт-группы ПГ на сайтах GIF.RU и STENGASETA.NET. Его подписали уже несколько сотен человек - художники, кураторы, искусствоведы, журналисты, литераторы, галеристы и преподаватели, в частности художник Андрей Монастырский, поэт и публицист Лев Рубинштейн, автор знаменитой книги про сталинское искусство "Культура-2" Владимир Паперный, руководитель Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов, писательница и общественный деятель Мария Арбатова. "Сам факт возбуждения уголовного дела против организаторов антицензурной выставки означает, что пространство цензуры становится тотальным. Мы против уголовного преследования кураторов и участников художественных выставок",- говорится в обращении. Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели так прокомментировал Ъ свою подпись: "Я подписал это обращение, потому что я не хочу, чтобы уважаемого мною Андрея Ерофеева не дай бог посадили. Лично мне выставка 'Запретное искусство' не очень понравилась, но я считаю, что Ерофеев имел полное право сделать такого рода концептуальный проект. Точно так же мне не нравится акция Авдея Тер-Оганьяна 'Юный безбожник', во время которой он рубил иконы, но это не значит, что мне не нравятся все его работы. В нашем музее ситуаций, подобных скандалам вокруг 'Запретного искусства' или 'Осторожно, религия', пока не было, так что лично нас этот процесс никак не затрагивает. Но я считаю, что общественные организации не имеют права решать, что должно быть разрешено, а что запрещено. Нужно предоставить людям искусства право выставлять то, что они считают нужным. А публика должна решать, хочет или не хочет она это смотреть".

Еще одно обращение, озаглавленное "В защиту свободы творчества", опубликовано на сайте "Грани.ру". Под ним, в частности, стоят подписи скульптора Эрнста Неизвестного, одного из основателей движения соц-арт Виталия Комара, инициатора и участника "бульдозерной выставки" Оскара Рабина, издателя легендарного "тамиздатовского" журнала "А-Я" Игоря Шелковского, писателей Александра Гениса и Соломона Волкова и других классиков современной культуры и ветеранов нонконформизма. "Когда художника третируют хоть по эстетическим, хоть по этическим мотивам, это очень неприятно для художника-человека, но очень лестно для художника-художника. Это как раз и есть признание. Художник выигрывает всегда, это лишь дело времени. Но здесь речь о другом. Такие люди, как Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров (директор Сахаровского центра.- Ъ), не художники, хотя их роль в современном искусстве ничуть не меньшая... Мы решительно выступаем в защиту наших товарищей и коллег и требуем прекратить нелепую и незаконную травлю по отношению к ним",- говорят авторы письма.

Дело о "Запретном искусстве", принятое к рассмотрению сразу после событий, вроде бы зависло. Однако не так давно сотрудники Таганской прокуратуры возобновили активность по данному процессу. Их интерес к Андрею Ерофееву, судя по всему, был подогрет скандалом вокруг прошедшей в Париже в октябре выставки "Соц-арт. Политическое искусство из России", куратором которой также был господин Ерофеев. В Третьяковскую галерею, как рассказывают сотрудники, приходил следователь, пытавшийся конфисковать в качестве вещественных доказательств произведения с выставки "Запретное искусство", которая не имела никакого отношения к Третьяковке.

Некоторые из тех же организаций, что подавали в суд на "Запретное искусство", теперь подают в суд на "Соц-арт". Генеральная прокуратура России направила запрос "Народного собора" о выставке "Соц-арт" в прокуратуру Москвы для проверки изложенных в нем фактов. Запрос призывает к проведению прокурорской проверки на предмет нецелевого расходования бюджетных средств и оскорбления общественной морали и нравственности. Те же самые организации выступили и с обращением к премьер-министру Виктору Зубкову с требованием снять с должности уже начальника господина Ерофеева - директора Третьяковской галереи Валентина Родионова (подробнее см. Ъ от 28 ноября).

Ранее в связи с выставкой "Соц-арт" в Париже Валентин Родионов получил нагоняй от министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова, обвинившего галерею в коррупции. На что директор Третьяковки подал иск о защите чести и достоинства в суд к министру, требуя извинений. Министр извиняться отказался.

Господин Родионов, в свою очередь, выступил с ответным заявлением (на сайте Третьяковки), где напомнил о цензурных скандалах из истории русского искусства: "Можно вспомнить, как в свое время был запрещен 'Крестный ход на Пасху' В. Перова, как о 'Девушке, освещенной солнцем' В. Серова Маковский писал Третьякову: 'Зачем вы купили эту картину? Она прививает сифилис русскому искусству'". Директор Третьяковки считает, что "по отношению к современному искусству только время расставит все по своим местам", и твердо заявил: "Соц-арт - это одно из направлений в советском изобразительном искусстве, эта линия существует и в современной практике художников. Игнорировать это направление нельзя, я убежден, мы должны его показывать и российскому зрителю, и зарубежному". Валентин Родионов надеется, что общественная дискуссия вокруг выставки "Соц-арт" "нашей стране, народу, всей российской культуре пойдет только на пользу".

Ирина Кулик (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=831348)

Отколе «доколе»?

Вчера в Айдан-галерее артцентра "Винзавод" обвиняемые по уголовному делу №402588 директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров и заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев пригласили артсообщество на долгий и тяжелый разговор о сути конфликта и перспективах выхода из него. Уголовное дело было возбуждено Таганской прокуратурой по выставке "Запретное искусство-2006". Старший следователь следственного отдела по Таганскому району, юрист 1-го класса Е.Е. Коробков установил, что организаторы выставки совершили публичные действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, на унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии. 15 мая Самодурова и Ерофеева постановили привлечь к уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ.

Нашей газете уже приходилось защищать честь коллег от мракобесного невежества в отношении выставки "Осторожно, религия!". Сегодня, по прошествии лет, очевидно, что, несмотря на всемирное глобальное потепление, в российской общественной коммуникации по проблемам современной культуры и свободы в культурной сфере свирепствуют лютые морозы. Выставка "Запретное искусство-2006" мыслилась как сигнал о возрождении цензуры. В марте 2007 года в Музее Сахарова были показаны опусы, не прошедшие худсоветы разных музеев и галерей. Опусы известных художников: Кабакова, Сокова, Рогинского, Михаила Рошаля-Федорова, Дмитрия Гутова, групп ПГ, "Синие носы"... Во многих присутствовала ненормативная лексика, во многих составлялись коллажи с религиозными символами. В драматургию выставки были введены фальшстены, через которые можно было рассматривать произведения. Так подчеркивалось полулегальное их существование. Вместе с тем возбуждалось любопытство. В пресс-релизе содержалась рекомендация не смотреть выставку лицам младше 16 лет.

Инициаторами нового похода против осквернения общественной нравственности выступили ультраправые: "Народный собор", "Народная защита", "Союз православных граждан"... Судя по заявлению Ерофеева, они подготовились хорошо. Уже за год до открытия "Народная защита", например, посылала письма на имя Путина, где содержался список "врагов народа", деятелей культуры, неблагонадежных с позиций нравственности. Среди них Гельман, Кулик, Кормильцев, Косолапов. В 2007-м ультраправые заручились поддержкой бюрократии РПЦ и сервильных журналистов вроде Михаила Леонтьева. Так что правый реванш был предсказуем. Самое тяжкое сегодня -- изучать заключения экспертов: доктора психологии Слободчикова, искусствоведа Энеевой, филолога Вдовиченко, засвидетельствовавших "состав преступления" в экспонатах выставки. Действительно в культурный шок повергает чтение экспертных заключений: и ужасающее насилие над языком, логикой, и гордыня в аргументациях, и упоение собственным могуществом "права иметь" на казнь и кару. Почти всегда эксперты отказывают посетителям выставки в свободе собственного мнения, а навязывают им свое, императивное: вы подверглись, вас разрушают, вы травмированы, если думаете иначе -- глубоко нездоровы. Убежден, экспертные заключения показывают немалую степень глумления над понятиями: человек, его свобода, право на личное, выстраданное мнение и мысль. Совокупный зритель выставки, каким он выведен в экспертных письмах, это необразованный, не способный к рефлексии, гипервнушаемый зомби, которому даже на слово нельзя верить ни в коем случае. Вот и судите, кто унижает человеческое достоинство больше, обвиняемые или обвинители?

Очень хочется далее возмутиться и стенать "доколе", жалуясь на попустительство властей фашизоидным трендам и дискурсам. Но вот не совсем получается. Первое. Устроители выставки уже прекрасно могли прогнозировать реакцию. И знали о заморозках в общественном сознании. Зачем режиссировали скандал на территории, далекой от искусства? Второе. Вчерашняя пресс-конференция поразила тем, насколько самосознание тех же художников инертно. Из участников выставки не было почти никого. Пресса в основном тоже была западная. То есть радикальная идея как-то больше не сплачивает. За нее отдувались дизайнеры пресс-конференции, молодежь из группы "Война", развесившие гирлянды с портретами ультраправых активистов и матерными надписями, правда, конкретно никому не адресованными. "Война" очевидно наследует стратегии жесткого социального акционизма (перед президентскими выборами участники устроили групповой секс в защиту медведей в Зоологическом музее, на 1 мая атаковали милицейский участок, разыграв в нем сцены из комедии положений). Но вот интересной, осмысленной социальной критики не получается. И концептуально слабовато придумано (жаль, скончался Дмитрий Александрович Пригов; его возможный альянс с "Войной" был бы интересен). Потому, несмотря на "радикальность", "военная" деятельность как-то неприятно похожа на инфантильное бытовое хулиганство. А бытовое хулиганство -- это провокация. А провокация -- это беспринципность и предательство. А беспринципность и предательство рулят и фашистами тоже. А фашисты инициируют процессы над выставками Ерофеева и Самодурова. Так отколе "доколе"?

Видимо, главная проблема всех вовлеченных -- неизжитые комплексы совка. Изжили бы -- научились уважать друг друга и быть терпимее.

Главным положительным итогом пресс-конференции стало подписание писем известных деятелей культуры (ведших пресс-конференцию руководителей Центра современного искусства Леонида Бажанова, Михаила Миндлина, художников Никиты Алексеева, Айдан Салаховой, галеристки Елены Селиной) к президенту страны Д.А. Медведеву, министру культуры А.А. Авдееву. В письмах выражается надежда на обеспечение конституционных прав и свобод всех (!) слоев населения, требование обеспечения правовой, административной и экспертной защитой институций современного искусства и прекращения уголовного дела по выставке "Запретное искусство-2006" за отсутствием состава преступления.

Сергей Хачатуров
Время новостей (http://www.vremya.ru/2008/94/10/205009.html)

Организаторов выставки «Запретное искусство» записали в политические экстремисты

По делу о выставке "Запретное искусство" в центре имени Сахарова проведен обыск и изъяты материалы, связанные с экспозицией. Дирекция музея считает, что есть указание закрыть центр.

«Цензура - дура, творец - молодец»

Арт-группа "Война", активисты движения "Смена" и анархисты 22 мая устроили театрализованное представление около здания Таганской межрайонной прокуратуры, где проходил допрос куратора выставки "Запретное искусство - 2006" Андрея Ерофеева, который вместе с директором Музея и общественного центра имени Сахарова Юрием Самодуровым обвиняется в "возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства", передает корреспондент Собкор®ru.

Сам обвиняемый приехал на допрос на самокате. Группа "Синие носы" встретили его цветами и шампанским.

Началом театрализованного представление послужило ДТП с участием "Газели", в которой находились 20 человек, а сам автомобиль был украшен плакатами "Вечный позор гонителям "Соц-арта", "Цензура - дура, творец - молодец". Другим участником ДТП стала "шестерка", из которой вышел мужчина с мегафоном и стал командовать вышедшими из "Газели" активистами, одетыми в спортивные костюмы. Стои отметить, что в результате ДТП оказалась перекрыта улица Талалихина.

По команде водителя "шестерки" участники мероприятия сложили лозунг "Менты в поповской рясе", а затем "Долой цензуру". После этого они стали скандировать следующие лозунги: "Искусство судить - страну погубить!", "Цензура сосет!", "В жопу культуру - идем в прокуратуру", "Гад, вонючка, серая тучка", "Нет поповскому беспределу!", "Выше, выше черный флаг! Государство главный враг!".

Спустя 15 минут "физкультурники" построились и трусцой покинули место проведения акции. Водители автомобилей также уехали.

Напомним, что 13 мая 2008 года Юрию Самодурову было предъявлено обвинение по части 2 статьи 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" - "с использованием служебного положения"). Он обвиняется в том, что, организуя выставку "Запретное искусство - 2006", которая прошла в марте 2007 года в Музее имени Сахарова, он вместе с куратором Андреем Ерофеевым намеренно возбуждал ненависть и вражду, а также унизил достоинство "широкого, неопределенного круга верующих граждан по признаку их отношения к христианской религии, в особенности православному христианству". Как отметил сам Самодуров, уголовное дело против него было возбуждено после заявлений некоторых представителей "православной общественности", в частности - бывших депутатов Госдумы Сергея Бабурина и Александра Чуева, которые, впрочем, сами выставку не посещали.

Алексей Касьян, Артем Банцевич

NewTimes: Обыск в Сахаровском центре

В здании Общественного центра имени Сахарова проходит обыск в рамках уголовного дела по факту проведения в центре выставки "Запретное искусство-2006". Об обыске NewTimes.ru сообщил источник в правозащитном движении "За права человека".

Напомним, что выставка "Запертное искусство-2006"  открылась 7 марта 2007 года. Прошлым летом Таганская прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 282 УК РФ. По мнению следователей, выставка разжигала "религиозную ненависть или вражду". В экспозиции были представлены работы классиков современного искусства: Ильи Кабакова, группы "Синие носы", Михаила Рошаля-Федорова, Вагрича Бахчаняна, Леонида Сокова. Среди экспонатов, к примеру, было распятие, на котором у Иисуса Христа вместо головы орден Ленина, и картина, на которой Иисус изображен с головой Микки-Мауса.

В пятницу председатель движения «За права человека» Лев Пономарев присутствовал в музее Сахарова во время обыска. NewTimes.ru связался с правозащитником:

— Ерофеев (Андрей Ерофеев, зав. отделом Новейших течений Государственной Третьяковской галереи, куратор с мировым именем – NewTimes.ru) был куратором, а музей Сахарова просто предоставил помещение. На эту выставку была написана кляуза, донос, по-моему, Бабуриным или еще каким-то беспокойным гражданином, имеющим достаточно высокий статус в государстве (дело было возбуждено по обращению православно-патриотического движения «Народный собор». Его представители сочли, что выставка была «кощунственной» и «унижала достоинство граждан по признаку их отношения к религии – NewTimes.ru). Но прокуратура, тем не менее, возбудила уголовное дело, – пояснил Лев Пономарев.

— В рамках этого уголовного дела уже был допрошен Ерофеев, и запрошены документы центра Сахарова. За этими документами приходил участковый. Проконсультировавшись с адвокатом, Юрий Самодуров (директор центра) сказал, что он хотел бы, чтобы запрос документов центра был более регламентирован. Чтобы это делал следователь. Он написал, что готов предоставить документы, если будет точный перечень, который относится к выставке, потому что перечень документов был не совсем определенным. И вот сегодня по поручению следователя приехали сотрудники милиции и стали проводить обыск в помещении центра Сахарова, – рассказал г-н Пономарев.

Во время обыска NewTimes.ru удалось связаться с Юрием Самодуровым. По его словам, сотрудники правоохранительных органов изымают его персональный компьютер.

«На котором вся работа, все заявки на гранты, все финансовые отчеты. Мы предлагали им переписать на диски все, что относится к выставке «Запретное искусство». Человек, который изымает, все это просмотрел. Я им говорю: зачем портить то, что не надо портить? Я не понимаю. А пришли к нам из «подразделения по борьбе с политическим экстремизмом Отдела борьбы с организованной преступностью», – рассказал NewTimes.ru директор центра им. Сахарова.

— То есть в данной ситуации мы проходим по рубрике «политические экстремисты», – добавил г-н Самодуров. Разумеется, если в России есть такой отдел, значит, должны быть и «политические экстремисты». Их теперь не может не быть. Но нельзя исключать и того, что в ближайшие дни следователи обнаружат в изъятом компьютере г-на Самодурова пресловутое нелицензионное ПО, и тогда борьба с «политическим экстремизмом» выйдет на уровень обычной уголовщины. И никакой вам политики.

http://newtimes.ru/news/2008-01-18/2008-01-18-8/