Материалы

Эрик Булатов. Вот.

 

«Все больший круг наших соотечественников осознает, что творчество Эрика Булатова – национальное достояние, что Булатов – один из великих русских художников ХХ века, крупнейший живописец второй половины столетия», – сказал куратор выставки, заведующий отделом новейших течений Андрей Ерофеев.

Экспозицию «Эрик Булатов. Вот.» в Третьяковской галерее разработал сам автор, построив ее соответственно основным этапам творческого пути и снабдив подробными экспликациями. Структура выставки не имеет четкого деления по залам; многие работы являются связующими звеньями между окончанием одного периода и началом следующего.

Работы, расположенные в первой экспозиционной зоне, созданы художником в конце 50-х – в 60-е годы и относятся к периоду изучения «поверхности картины». Здесь представлены живописные полотна «Кактус», «Натюрморт со спичечной коробкой», «Мак», «Ели и сосны» и другие. «В нашей жизни мы имеем дело только с поверхностями окружающих нас предметов, – пишет Булатов, – мы можем прикоснуться только к поверхности, мы можем увидеть только поверхность. Если мы вскроем одну поверхность, то упремся в следующую. Даже небо мы воспринимаем как поверхность (купол, свод). Причем силы, формирующие этот мир поверхностей, находятся в глубине, за поверхностью. Они как бы скрыты от нас этой поверхностью».

Следующий раздел выставки раскрывает освоение художником «пространственных возможностей картины». В нем показаны работы: «Горизонталь» I и II, «Разрезы», «Диагональ» I и II, автопортреты 1968-го и начала 70-х годов. И, как кульминация, – картина «Вход». «В этой картине впервые появляется слово. В дальнейшей моей работе слово будет играть очень важную роль», – пишет Булатов.

Центральная часть экспозиции представляет ряд самых известных работ Эрика Булатова, созданных в 70-е и 80-е годы. Среди них зрители увидят и знаменитые картины «ВХОД – ВХОДА НЕТ», «Опасно», «ИДУ», «Улица Красикова», «Советский космос», «Портрет Брежнева» и другие. Объясняя творчество этого периода, Эрик Булатов пишет: «Проблема, которую я старался выразить и которая представлялась мне центральной, – это взаимоотношение человеческого сознания и идеологической диктатуры. В советскую эпоху идеология не только полностью формировала все пространство нашей жизни, она старалась так же полностью сформировать и наше сознание. В результате фальшивое, изуродованное идеологией социальное пространство нашей жизни воспринималось нашим сознанием как привычное, обычное и, стало быть, естественное, нормальное. Вот эта нормальность ненормального и была проблемой, которую я считал центральной. Картина создавала дистанцию, возможность, посмотрев на эту привычную обыденность извне, увидеть, что она действительно из себя представляет».

Далее на выставке представлен раздел, посвященный работам времени Перестройки, которая символизировала, по мнению художника, конец «бесконечной эпохи».  «В это время открылись границы, и стало видно то, что прежде было недоступно: «New-York», «La France», «Liberte» – пишет Булатов. В следующей части экспозиции представлены картины «Красной серии» 1994–1995 годов.

12 картин «ВОТ» (слово в пространстве) выделены художником отдельной экспозиционной зоной. Почти во всех работах, показанных в едином пространстве, использованы слова поэта Всеволода Некрасова, чей портрет также представлен на выставке. Во вступительной статье каталога Всеволод Некрасов пишет:

Эрик ходит напрямик
как привык
Эрик знает как.
И я хочу так.
Хотеть хочу
И смотреть смотрю
И смотреть приятно и полезно
И хотеть как будто невредно
только получается так
что-то
почему-то
так редко
Как-то
возмутительно редко...

В свою очередь Эрик Булатов считает Всеволода Некрасова «любимым поэтом» и говорит: «Слово Всеволода Некрасова… это всегда живое, звучащее слово. Оно не хочет быть закрепленным на бумаге, оно хочет жить в пространстве. И, конечно, это всегда «мое» слово».

Работы последних лет объединены в одном из завершающих разделов выставки. Здесь представлены картины: «НЕБО ЗА РЕШЕТКОЙ», «ДИАЛОГ С МОНДРИАНОМ», «NEW-YORK» (2005), «Между волком и собакой», «Туман».

Две работы («Окно» и «Зима»), созданные не красками, а цветными карандашами, размещены в отдельном зале.

Еще один раздел выставки полностью посвящен подготовительной работе над картиной. Здесь собраны рисунки, которые в творчестве Эрика Булатова занимают очень важное место. «В этих рисунках я стараюсь наблюдать, как свет обтекает предмет, касаясь его то холодной, то теплой стороной своего спектра. Именно найденное в рисунках движение света я использую в картинах»,– пишет художник.

Последняя часть экспозиции рассказывает об Эрике Булатове как об иллюстраторе детских книг. Работы этого раздела охватывают тридцатилетний период творчества художника с 1959 по 1989 годы. Большинство иллюстраций создано совместно с Олегом Васильевым. «Наши иллюстрации не похожи ни на васильевскую, ни на мою живопись. Это работа художника по фамилии Э.Булатов и О.Васильев».

Руководитель проекта – заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Ирина Лебедева, куратор Андрей Ерофеев (ГТГ), координатор Александра Харитонова (Фонд культуры «Екатерина»).

Пресс-релиз подготовлен Фондом культуры «Екатерина».
 

Фотографии с вернисажа