Материалы

Соц-Арт. Политическое искусство в России

Каталог / Экспозиция / Тексты / Пресса

Впервые московской публике предложена ретроспектива культового направления  отечественного неофициального искусства последней  десятилетий XX века. Проект «Соц-арт», вслед за проектами «Сообщники», «Русский поп-арт» продолжает программу крупных аналитических выставок, демонстрирующих некогда маргинальные, а теперь  общепризнанные направления искусства прошлого века.

«Политическое искусство в России» представляет соц-арт в хронологическом развитии – от московского проекта В.Комара и А.Меламида 1972 года – до работ последних лет А.Виноградова и В.Дубосарского.

Соц-арт возник в неофициальном искусстве СССР как реакция и пародия на доминирующий официозный стиль «социалистический реализм». Термин «соц-арт» был придуман по аналогии со словом «поп-арт» творческим дуэтом В.Комара и А.Меламида в 1972 году. Так ими был назван проект из нескольких ироничных картин для очередной квартирной выставки. По мнению художников, советским гражданам не было знакомо изобилие предметов потребления (с которыми работал американский поп-арт), однако они были пресыщены социалистической идеологией и агитационной пропагандой. В своих работах художники анализировали визуальную идеологию тоталитарного государства. В отличие от представителей поп-арта, они работали не только с изобразительными, но и словесными клише, с социальными и поведенческими моделями. Их произведения воплощались как в форме традиционной станковой картины или объекта, так и манифестов и перформансов. Когда вокруг художников образовалась группа единомышленников, понятие «соц-арт» стало названием их общего творческого метода. Аналогичные приемы работы использовали и другие существовавшие в  Москве группировки советского андеграунда. В дальнейшем в качестве фирменного продукта московской школы неофициального искусства соц-арт был воспринят и интерпретирован поколением 1980-х. Также он распространился по всей художественной сцене времен Перестройки. Соц-арт стал стилем эпохи.

Основным принципом соц-арта стала критика и осмеяние ценностей, культов и верований, которые навязываются человеку политической, экономической и духовной властью, неприятие всякой догматики. Восприняв идеологию поп-арта, соц-арт, тем не менее, откликается не на реальность как таковую, а на ее отображение изобразительным языком. Поэтому соц-арт  пародирует, например,  не лица и поступки советских вождей, а их интерпретацию языком «соцреализма», агитационной пропаганды.

Метод соц-арта основан на автокарикатуре и самопародии. Работы намеренно несут налет «плохих» некачественных объектов искусства, лишенных пластической, колористической и композиционной цельности и привлекательности, они нередко переходят в китч. Прием «ухудшения» произведения призван подчеркнуть отличительную особенность стиля – «персонажность». Художник выступает в произведениях не от своего имени, а от лица некоего «лирического героя», в маске которого он появляется и на перформансах. Собирательный образ персонажа соц-арта  можно выразить понятием «Плут», озорной обманщик и шарлатан, человек с двойным дном, использующий в своей деятельности стратегию игры, симуляции, борющегося с властью не силой, но хитростью.

К выставке подготовлен специальный выпуск газеты «Соц-арт. Политическое искусство в России. Политическое искусство в Китае» на 36 полосах тиражом 3 000 экземпляров, содержащий статьи кураторов выставок, известных критиков, богатый иллюстративный ряд.

Фотографии с вернисажа