Биография

Андрей Ерофеев

Андрей Владимирович Ерофеев
кандидат искусствоведения, критик, куратор

Родился 25 июня 1956 г. в семье советских дипломатов в Париже. В 1978 г. окончил Исторический факультет Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова по специализации история искусства. В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию по истории объединения «Мир Искусства». С 1982 по 1989 годы работал научным сотрудником в Центральном научно-исследовательском институте теории и истории архитектуры и градостроительства . Писал статьи о московской архитектуре 1900-1910-х годов. Одновременно увлекся изучением и коллекционированием советского нонконформистского искусства. Поставил себе задачу создать стартовую коллекцию для будущего музея современного искусства в Москве. Первая коллекция работ московских художников-нонконформистов была собрана  в 1983 году и предложена в качестве дара ГМИИ им. Пушкина. Музей смог принять лишь малую часть этой коллекции, которая вошла в его собрание графики. Продолжил формирование коллекции с1989 г. в новообразованном Музее декоративно-прикладного искусства народов СССР ( ныне -музей-заповедник «Царицыно»), где создал  и возглавил сектор новейших течений. За десять лет работы в коллекцию было собрано более трех тысяч произведений. Она получила статус «государственной коллекции современного искусства» и была показана во многих странах мира.  В 2001г. коллекция  была передана в Государственную Третьяковскую галерею, где для ее хранения и экспонирования был образован (точнее, возрожден упраздненный в 1930-е годы) отдел новейших течений. За 6 лет работы в ГТГ Ерофеев с сотрудниками отдела организовал в залах дома на Крымском валу множество выставок, постоянную экспозицию нонконформистского и современного искусства. В специальном помещении производились регулярные показы и обсуждения актуального искусства. Был создан лекторий, организовывались конференции, было положено начало созданию специализированной библиотеки и запущена программа обучения молодежи практикам современного искусства в рамках детской студии. Коллекция выросла до 4-х тысяч экспонатов.

В 2008 г. Ерофеев был уволен из Третьяковской галереи за проведенную в Париже выставку «Русский Соц-арт» и из-за связанного с ней скандала с участием директора ГТГ и Министра культуры . Почти сразу попал под следствие и суд, спровоцированный экстремистской право-националистической организацией «Народный собор». В течении года  до середины 2009 г. дело Ерофеева как куратора выставки  «Запретное искусство-2006» и совмещенное с ним дело директора Сахаровского центра Юрия Самодурова рассматривал Таганский суд Москвы. Инкриминируемая обоим выставка была посвящена возвращению в художественную жизнь политической цензуры и демонстрировала образцы снятых с выставок произведений. Но вопреки мнению ведущих экспертов суд ее признал актом «оскорбления чувств верующих». Благодаря заступничеству международного художественного сообщества суд ограничился штрафом.

С 2009 г. Ерофеев возобновил профессиональную деятельность в качестве свободного куратора и художественного критика. Он был колумнистом журнала «Артхроника», а ныне ведет колонку в  журнале «Искусство». Входил в состав  жюри и был членом экспертного совета арт-премии «Приз Кандинского» и арт-премии «Инновация». В 2016 году избран со-председателем российской секции Международной ассоциации художественных критиков (AICA) . За собирательскую деятельность и пропаганду российского современного искусства награжден во Франции  орденом «Рыцарь искусств и изящной словесности», а в России —  двумя призами премии «Инновация».

Автор 60 выставок, проведенных в России, Великобритании, Германии, Испании, Нидерландах, Словакии, Франции, Швеции, Швейцарии, Черногории,  Японии.

Автор концепции, куратор и организатор следующих выставок:

  1. Московская абстракция 1960-х годов — в рамках 17-ой Молодежной выставки. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва, 1986.
  2. Ретроспектива (совместно с Л. Бажановым и В. Пацюковым). Муниципальный выставочный зал «Дом 100» в Беляево, Москва, 1987.
  3. 23 образа французского искусства. Центральный дом художника, Москва, 1989.
  4. Филипп Перен: мой последний бой. Спортивный зал на Хорошевском шоссе, Москва, 1990.
  5. Открытие московского музея современного искусства (выставка-акция). Руины и парк музея «Царицыно», Москва, 1990.
  6. В сторону объекта. Муниципальный выставочный зал «На Каширке», ул. Академика Миллионщикова, Москва, 1990.
  7. В сторону объекта в рамках выставки:  «В СССР и за его пределами». Музей Стеделик, Амстердам, (с каталогом), 1990.
  8. Экс-позиция. Муниципальный выставочный зал «Дом 100» в Беляево, Москва, 1990-1991.
  9. Современное советское искусство от оттепели до перестройки, Музей Сетегайя, Токио (с каталогом), 1991.
  10. В комнатах (жанр инсталляции в советском авангардном искусстве последних 40 лет). Дом искусств, Братислава (с каталогом), 1991-1992.
  11. Новое имя (совместно с Е.Кикодзе). Дворец молодежи, Москва, 1992.
  12. Отходы. Центр Славянской письменности и культуры, Москва, 1992.
  13. Предшественники русского поп-арта: М.Рогинский, Б.Турецкий и М.Чернышов. Центральный дом художника, Москва, 1993.
  14. Художник вместо произведения (совместно с Н.Десандр,  С.Дрейер,  Е.Кикодзе). Центральный дом художника, Москва, 1994 (с путеводителем).
  15. В комнатах и  Академия— выставки в рамках 2-ой Цетинской биеннале  современного искусства Цетинье , . Черногория, 1994 (с путеводителем)
  16. Искусство под запретом. Художники нон-конформисты в России 1957-1995. Музеи в Людвигсхафене, Касселе, Альтенбурге, 1995 (с каталогом).
  17. Мультипликация. Муниципальный выставочный зал «На Каширке», ул. Академика Миллионщикова, Москва, 1995.
  18. Эстетика оттепели. Русское искусство между 1956 и 1964 гг. (Совместно с Е.Кикодзе). Муниципальный выставочный зал «На Каширке», ул. Академика Миллионщикова, Москва, 1996.
  19. Валерий Кошляков. Место жительства. Русская галерея центра, Женева, 1997 (с каталогом).
  20. История в лицах . Выставка современного русского искусства 1956-1996 (Совместно с  Е.Кикодзе).  Нижний Новгород, Самара, Пермь, Новосибирск, Екатеринбург, 1997 (с каталогом).
  21. Перемещения, Новая икона и др. выставки 3-ей Цетинской биеннале современного искусства. Цетинье, Черногория, 1997 (с путеводителем).
  22. Русское искусство в 15-ти судьбах (1956-1996 гг.). Выставочный центр «Мучарнок», Будапешт, 1997 (с каталогом).
  23. Русское искусство от абстракции до концептуализма. Экспозиция музея современного искусства, раздел 1. Центральный Дом Художника, Москва, 1999.
  24. Герои XXI века. (Современное искусство в российской провинции- серия из 7 выставок). Выставочные залы и галереи, Москва, 1999.
  25. Безумный двойник. Стратегия идиотизма в современном искусстве. (Совместно с Дмитрием Константинидисом и Жан-Ивом Жуаннэ) / Москва, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Уарон (Франция). 1999-2000 (с каталогом).
  26. Полюс холода. Русское искусство 1990-х годов. (Совместно с Е. Кикодзе) Красноярск, Кемерово, Новосибирск, Париж, 1999-2000.
  27. Медицинская герменевтика и ее круг. Центральный Дом Художника, Москва, 2001.
  28. Дефиле в гардеробе (актуальное искусство и мода L-Галерея), Москва, 2001 (совместно с Т. Волковой).
  29. Жилая скульптура и  Разговор с прохожим— выставки в рамках 4-ой Цетинской биеннале  современного искусства . Цетинье , Черногория, 2002 (с путеводителем).
  30. Актуальный репортаж. Передвижная выставка новейшего искусства по городам Н-Новгород, Тольятти, Новосибирск, 2002. (совместно с Т. Волковой).
  31. Московская абстракция. (1956-2000). Третьяковская галерея, Москва, 2002 – 2003.
  32. Смотровая площадка. Творческие программы актуального искусства. Центральный дом художника, Москва, 2003 (совместно с Т. Волковой).
  33. Эрик Булатов. Живу – Вижу. Третьяковская галерея , Москва, 2003.
  34. Илья Кабаков. 10 персонажей. Третьяковская галерея, Москва, 2003.
  35. Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве (1960 – 2000). Специальный проект в рамках Перовой московской биеннале современного искусства. (руководитель кураторской группы). Третьяковская галерея, Москва, 2005 (с каталогом).
  36. Русский поп-арт. Третьяковская галерея, Москва, 2005, (руководитель кураторской группы),
  37. Эрик Булатов. Вот. Третьяковская галерея, Москва,2006, (совместно с А. Харитоновой) (с каталогом).
  38. Соц-арт. Политическое искусство в России, Третьяковская галерея, Москва, 2007, (руководитель кураторской группы).
  39. Пьерик Сорен. Видеопрыжок. Центральный дом художника, Москва, 2007 (с каталогом).
  40. Русский Соц-арт. Культурный фонд «Ля мэзон руж» (Франция, Париж), 2007.
  41. Запретное искусство – 2006, Музей и общественный центр им. А.Д.Сахарова, Москва, 2007.
  42. Русский леттризм. Центральный дом художника, Москва, 2009.
  43. Когда художник берет фотоаппарат. Центр современного искусства.Новосибирск, 2009.
  44. Леонид Соков. Угол зрения. Московский музей современного искусства, Москва, 2012 (с каталогом).
  45. В полном беспорядке. Русское искусство сегодня. Выставочный центр искусств Санта Моника, Барселона, 2012 (с каталогом).
  46. Случай Пусси Риот. Выставочный цент «Палэ де Токио», Париж, 2012.
  47. Breaking the Ice: Moscow Art 1960 – 1980s. Музей Саатчи-гэлери, Лондон, 2012 (с каталогом).
  48. Красота неприглядности. Муниципальные выставочные залы «Галерея Беляево» и «На Каширке», Москва, 2014 (с каталогом).
  49. Пусси Риот и русская традиция художественного протеста. Международный центр современного искусства Мит-Фабрика, Прага, 2013.
  50. Пусси Райот против казаков. The Havremagasinet — выставочный центр современного искусства. Боден, Швеция (с каталогом). Выставка продолжена  в 2015 г. в Академии искусства ISBA в  г. Безансон, Франция.
  51. Post Pop: East meets West. Музей Саатчи-гэлери, Лондон, 2014 ( совместно с Марко Ливигстоном и Чанг Цонг-Зунгом) (с каталогом).
  52. В.Немухин. Грани формализма. Л.Мастеркова. Лирическая абстракция. Москва, Московский музей современного искусства, 2015 (с каталогом).
  53. Сны о поп-арте (путевые альбомы Леонида Сокова). Галерея Робера Валлуа, Париж, 2015 (с каталогом).
  54. Зрелище распада. Музей истории края, Багратионовск, 2016.
  55. Закрытый музей. Выставка-инсталляция в залах Российской Академии Художеств (бывш. Музей ГМНЗИ), Москва.
  56. Пустырь и пустошь. (константы национальной пейзажной школы). Владивосток, Центр современного искусства «Заря», 2016.
  57. Постсупрематизм Александра Юликова. Москва, Московский музей современного искусства, 2017.
  58. Михаил Кулаков. Стиль Оттепели. Московский музей современного искусства, Москва, 2019 (с каталогом).
  59. Комар — Меламид. Московский музей современного искусства, Москва, 2019.
  60. Нон-конформисты. Дом коллекций – музей современного искусства Монпелье, Франция, 2019 (с каталогом).
  61. Чаща. Искусство в лесах. Совместно с галереей Jart Выставочный проект на открытом воздухе в урочище Пирогово, Подмосковье (с каталогом).